+7(812)314-9-555
+7(812)310-45-78
Информационный центр
vk vk english

Кинолента жизни: Геннадий Григорьевич Кореневский

Кинолента жизни: Кореневский Геннадий Григорьевич (1925-2020)

Творчество – это очень тонкая и хрупкая человеческая субстанция.
Г.Г. Кореневский

Есть люди, судьбы которых похожи на кадры увлекательной киноленты… Такой была и жизнь Геннадия Григорьевича Кореневского, легендарного педагога Ленинградского Дворца пионеров – Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, воспитанника Аркадия Ефимовича Обранта и Розы Абрамовны Варшавской, главного режиссера Ансамбля песни и танца им. И.О. Дунаевского, руководителя коллектива хореографии. Блестящие имена культуры и искусства, неожиданные повороты биографии, блокадные годы в составе героического танцевального ансамбля, концертные программы и театрализованные представления, ставшие образцом хореографического и театрального искусства, потрясающие коллеги – педагоги-единомышленники – калейдоскопа ярких сюжетов уникальной биографии Кореневского хватило бы не на один увлекательный фильм!


Он родился в 1925 году...

Он родился в 1925 году в городе Прилуки Черниговской области на Украине, и ко времени, когда мальчик должен был пойти в школу, семья переехала в Ленинград. С юного возраста Геннадий обожал танцевать. В 1937 году, в год открытия Ленинградского Дворца пионеров, школьник Гена Кореневский услышал, как по радио сообщили, что там объявлен конкурсный прием в танцевальную группу. Гена прошел все три тура и был принят к педагогу Аркадию Ефимовичу Обранту в младшую группу мальчиков. С этого момента главным в его жизни становятся танцы: «Школа никогда не была для меня на первом месте. Дворец пионеров, танец, Ансамбль, репетиции, концерты – вот чем я жил беспрестанно».

В июне 1941 года Геннадий окончил 9-й класс. Началась война. Занятия во Дворце были прекращены, гурьба ребятишек проводила на фронт любимого педагога Аркадия Ефимовича… Вместе с другими старшими воспитанниками Дворца Гена Кореневский помогал эвакуировать детей с Московского вокзала: «… родители давали нам в руки ребенка, и мы несли его к вагону и передавали педагогам, которые должны были сопровождать до пункта назначения». В его памяти навсегда останутся «рыдания, прощальные крики, тревожные гудки паровозов и яркое солнце, притихший воздух, пустые платформы».


В январе-феврале 1942 года...

В январе-феврале 1942 года стало казаться, что все кончилось: «Жизнь моя затухла. Я лежал… укрытый всеми одеялами… Только нос ощущал холод… Я лежал и ждал, когда мама принесет мои 125 блокадных грамм или поджарит на буржуйке кусочек дуранды». Именно в этот момент в комнату к истощенному от голода юному танцору пришли Аркадий Ефимович Обрант и Роза Абрамовна Варшавская. С руководством политотдела 55-й армии они договорились о спасении своих учеников – решили собрать их в еще уцелевших квартирах и увезти на Ленинградский фронт. Аркадий Ефимович убедил Генину маму, что на фронте, «хоть и стреляют, все-таки жизнь, еда, и это меня спасет».

25 марта 1942 года в одном единственном вагоне, прицепленном к паровозу, воспитанников хореографического коллектива Дворца вместе с их концертными костюмами отвезли в село Рыбацкое. 30 марта 1942 года состоялось первое выступление, где, танцуя «Гопак», Гена сел вприсядку, а встать для продолжения танца ему помогала партнерша Нелли Раудсепп... После этого концерта «новых бойцов» 55-й армии похвалили и отправили в госпиталь на поправку. За годы войны агитбригада Обранта на передовой и в госпиталях дала 3000 концертов. Героизму юных артистов и их педагога Аркадия Обранта посвящен фильм Наума Бирмана «Мы смерти смотрели в лицо», снятый по повести Юрия Яковлева «Балерина политотдела». В 1944 году, еще до окончания войны, ребят наградили медалями «За оборону Ленинграда».


После войны...

После войны Геннадий Григорьевич продолжал танцевать в Ленинградском ансамбле под руководством А.Е. Обранта. Вскоре он стал репетитором танцевальных номеров, «правой рукой» Аркадия Ефимовича. Коллектив с гастролями исколесил весь Советский Союз, выступал в концертах с самыми известными артистами и коллективами того времени: Клавдией Шульженко, Аркадием Райкиным, с ансамблем «Березка» и Ансамблем народного танца под руководством И.А. Моисеева, хором им. М.Е. Пятницкого, проводил совместные концерты с коллективом Л.О. Утесова, участвовал в главной елке страны в Колонном зале дома Союзов.

Вспоминая о времени, проведенном в коллективе Аркадия Ефимовича, Геннадий Григорьевич скажет:
« Я один из его учеников. Он вырастил из меня творческую личность. Под его руководством я стал балетмейстером и работал рядом с ним много лет».


Режиссёр и балетмейстер

В дальнейшем уже в зрелом возрасте, имея семью и новорожденную дочь, Кореневский поступает в Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н. Островского (сегодня Российский государственный институт сценических искусств на улице Моховой). Первый год он учится на Театроведческом факультете, а затем в 1954 году ему удается перевестись на режиссуру на курс Л.С. Вивьена. Интересно, что для перехода на режиссерский факультет Геннадий Григорьевич держит трехчасовой экзамен лично у Георгия Александровича Товстоногова.

Со времен учебы и после окончания института Геннадий Григорьевич в качестве педагога и руководителя детских и взрослых танцевальных коллективов работает в Октябрьском, Ленинском, Выборгском районах. Также в качестве балетмейстера он принимает участие в спектаклях Академического театра Комедии под руководством Николая Павловича Акимова («Лев Гурыч Синичкин», «Дон Жуан», «Болдинская осень») и Академического театра драмы им. А.С. Пушкина («Вишневый сад», «Капитанская дочка», «Артем»).

Несколько позже, в 1972 году, на экраны выходит фильм «Табачный капитан» с участием Георгия Вицина и Людмилы Гурченко, где Кореневский ставит танцы и даже задействует своих учеников из Ленинградского Дворца пионеров. Но это уже новая серия его жизни…


Ленинградский Дворец пионеров

В марте 1968 года Геннадий Григорьевич находился «на вершине счастья», он «окрылен дорогими воспоминаниями» – Галина Михайловна Чернякова, директор Дворца приглашает его на работу в родные стены. Здесь под руководством Лидии Петровны Буланковой, первого заместителя директора и «двигателя» бурных идей общественной и пионерской жизни, он придумывал и ставил новые программы Ансамбля, праздники в лагере «Зеркальный», а с 1972 по 1982 годы пионерские парады на Дворцовой площади. «На каждом параде мне приходилось ставить массовые выступления коллективов хореографии, в которых принимали участие до двух тысяч детей», – напишет позже Геннадий Григорьевич. 

Руководила тогда хореографическим коллективом Нонна Борисовна Ястребова, заслуженная артистка РСФСР, солистка балета Театра оперы и балета им. С.М. Кирова, ученица А.Я. Вагановой. Вспоминая об этой паре, Галина Михайловна Чернякова, скажет, что дети не воспринимали их иначе, как своих творческих родителей: «отца» и «мать». Геннадий Григорьевич, по ее мнению, был «из тех жемчужин, которые создают перспективы, содержание и вдохновение нашего Дворца, центра культуры и искусства нашего города».

Немногие знают, что Г.Г. Кореневский – один из авторов гимна «Зеркального»: 

На озере Зеркальном,
Среди густых лесов
Стоит дворец хрустальный
Звенит от голосов… 

Пионервожатая «Зеркального» 1971-1973 годов Елена Яковлевна Кальницкая (сегодня генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»), вспоминает:

« Безусловным любимцем всех «зеркалят» был Геннадий Григорьевич, который учил всех танцевать, петь и, главное – радоваться жизни. 

Лагерные мероприятия превращались в своего рода парад идей. Костюмы делались из бумаги, декорации – из ничего…

Для Кореневского, казалось, вообще нет ничего невозможного: удовольствием было смотреть, как он репетирует концертные номера на большом пространстве линейки». 

В счастливые 60-70-80-е годы Г.Г. Кореневский вместе с В.Н. Бадулиным, Е.Ф. Ткаченко, Н.Б. Ястребовой, Д.Я. Николаевым воплощает в Ансамбле песни и танца мечты его основателя Исаака Осиповича Дунаевского об уникальном детском коллективе. В 1987 году, когда Ленинградскому Дворцу пионеров исполнялось 50 лет, Геннадию Григорьевичу была отведена «роль главного выдумщика» для грандиозного юбилейного праздника, что готовился в новом, только открывшемся, театрально-концертном комплексе «Карнавал».

Воплотить на сцене грандиозный замысел – историю Дворца – помогли, считает Лидия Петровна Буланкова, новые возможности «Карнавала»: киноэкран, бегущая дорожка. Он привлек к театральному действию не только хоры, оркестр и коллектив хореографии, но и спортсменов, космонавтов, геологов: «По сцене проносились мотоциклы, над залом летали авиамодели и раскрывались парашюты». « Мне работать с Кореневским, – признается Лидия Петровна, – было всегда весело и интересно, а главное – спокойно, хоть иногда «дух захватывало» от его фантазий, но эти фантазии всегда осуществлялись».

За работу во Дворце Геннадию Григорьевичу Кореневскому были присвоены награды: Орден «Знак почета», «Ленинская юбилейная медаль», Медаль «Ветеран труда», Звание «Отличник народного просвещения», Звание лауреата Всесоюзного смотра режиссеров массовых зрелищ.


Отъезд в Израиль

1 мая 1990 года по семейным обстоятельствам Геннадий Григорьевич переехал в Израиль и жил в Иерусалиме. Здесь он увлекся живописью, а с 1995 года начал давать уроки гимнастики с элементами танца для пожилых людей.

Очень быстро он образовал свой ансамбль «Золотые шаги», создал репертуар для такого непростого возрастного коллектива 75+, которому после побед на конкурсах было разрешено выступать профессионально. За успехи в культурной жизни Геннадию Григорьевичу было присвоено звание Лауреата премии Юрия Штерна. До последних дней он руководил «Золотыми шагами»… Не стало Геннадия Григорьевича 7 апреля 2020 года.

Пожалуй, помимо орденов и званий самое важное – признание и любовь его воспитанников и коллег-педагогов. Сегодня во Дворце работает Елена Михайловна Федорова (Краснощёкова), педагог дополнительного образования, автор и создатель студии танца и пластики «Метаморфозы», прошедшая «школу Кореневского». Для нее Учитель – был и остается непререкаемым авторитетом. Именно он в 14 лет дал ей возможность «попробовать» вкус профессии хореографа – предложил в «Зеркальном» поставить небольшую композицию для родительского дня. Почти пять лет назад Елена Михайловна побывала у Геннадия Григорьевича в Израиле на 90-летнем юбилее, передала подарок от Дворца, где его помнят и ценят. Большое счастье, что она успела «сказать всё хорошее и тёплое» Учителю при жизни…


Дворец помнит...

В 2014 году в городском Дворце творчества юных прошел праздничный вечер – презентация автобиографической книги Геннадия Григорьевича Кореневского «Подарок судьбы». Издание книги в России было инициировано друзьями и учениками Г.Г. Кореневского, поддержано благотворительным фондом «Дворец Аничков». 

Во время концерта-презентации можно было увидеть танцы в постановке Г.Г. Кореневского: «Чок, чок, каблучок!», «Юрочка», «Солнышко-подсолнушки» и, конечно, знаменитую «Тачанку» в «фронтовой» версии, выступление чтецов и музыкантов, коллег и учеников Г.Г. Кореневского, кадры кинохроники истории Ансамбля песни и танца им. И.О. Дунаевского.

Талантливым балетмейстером и педагогом, художником и режиссером, человеком с безграничными фантазией и юмором, мудрым и стойким, искренним и отзывчивым – таким знает и помнит Геннадия Григорьевича Дворец!

Завершая рассказ о легендарном Геннадии Григорьевиче Кореневском, хочется привести одно высказывание, определяющее его внимание, интерес и уважение к главному человеку во Дворце – к ребенку: « Больше всего в жизни мне помогали дети, с которыми я работал. Я знал их тысячи. Меня всегда волновала первая встреча с глазами ребенка. Глаза ребенка – это бездонное море, в них есть и смешинка, и тревога, и озорство, и любопытство…».

По материалам книги «Подарок судьбы»


Яндекс.Метрика