+7(812)314-9-555Информационный центр
vk facebook instagram english

Образовательные диалоги | ПМОФ 2017

Петербургский международный образовательный форум 2017

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИАЛОГИ 
«Дополнительное образование детей Санкт-Петербурга - модель открытого образования»

Запись прямой трансляции пленарного заседания


Точка зрения

«…миссия дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентноспособность личности, общества и государства»

Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р


shumova

«Особенность дополнительного образования в том, что не ребёнок адаптируется к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются с ориентацией на индивидуальность ребёнка, учащегося. Поэтому дополнительное образование - это открытое, неформальное образование, способное мобильно реагировать на изменения в социальной среде, на разнообразные запросы потребителей образовательных услуг: детей, семей, родителей.

Сохраняя приоритеты воспитания, и развивая внеурочную деятельность, дополнительное образование обеспечивает развитие творческой личности, поиск одарённой и талантливой молодёжи, внедряя инновационные технологии воспитания.

Это уникальная среда, в которой создаются проекты, способствующие развитию социальной ответственности и инициативы молодого поколения страны».

Шумова Марина Вадимовна,
директор ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района,
почетный работник общего образования Российской Федерации


lyandzberg

Соответствие системы дополнительного образования Санкт-Петербурга понятию «открытое образование» - вопрос неоднозначный. С одной стороны, она имеет много черт, характерных для открытого образования: свободный вход и выход из системы, многообразие форм обучения и видов деятельности, личностный подход к учащимся и формирование их индивидуальных образовательных маршрутов, широкий круг партнерских связей, позволяющий затрагивать практические аспекты деятельности и успешно проводить социализацию учеников. Высокий профессиональный уровень многих педагогов Санкт-Петербурга, наличие в городе многочисленных научных, культурных, производственных, общественных организаций, являющихся нашими партнерами в образовательном процессе, делает систему гибкой, реагирующей на потребности общества, родителей и самих детей.

С другой стороны, многое из перечисленного делается, по сути, неофициально и вопреки существующей тенденции на стандартизацию и регламентацию деятельности в дополнительном образовании. Жесткие требования буквального соответствия занятий утвержденной программе, запредельное количество необходимых приказов и согласований при любой попытке выхода детской группы за пределы учебной аудитории, детальное многостраничное описание учебно-методических комплексов, безвариантное количество детей в учебной группе – все это противоречит самой идеи дополнительного образования как системы свободной, гибкой, ориентированной на потребности реального ребенка. Понятно, что Государство пытается таким образом гарантировать уровень качества образовательного процесса и обеспечить его безопасность. Понятна и бесперспективность такого, крайне архаичного подхода к решению проблемы. Существующие тенденции делают систему дополнительного образования ригидной и уводят от соответствия вызовам современности.

Еще одной особенностью системы «открытого образования» является активное участие учащегося в планировании и организации учебного процесса. Для этого учащийся должен достаточно ясно и реалистично осознавать собственные цели, временные и иные ресурсы, имеющиеся для их достижения. Это необходимо для конструктивного и осознанного взаимодействия с организаторами образовательного процесса и педагогами. В силу своих возрастных психологических и социальных особенностей, учащиеся коллективов дополнительного образования часто не могут соответствовать этим требованиям, что не позволяет им вести осознанный диалог с педагогами и администрацией. Это делает механизм организации образовательного процесса в значительной мере односторонним и не соответствующим понятию «открытое образование».

На мой взгляд, развитие системы и приближение ее к соответствию понятию «открытое образование» возможно лишь через повышение профессионализма педагога и степени доверия к нему в планировании и реализации образовательного процесса.

А.Р. Ляндзберг, директор ЭБЦ «Крестовский остров»
ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»,
Почетный работник общего образования РФ


churilina

Дополнительное образование детей Санкт-Петербурга — открытое образование, так как в системе идет постоянный обмен опытом, внедряются инновационные образовательные технологии, реализуются дополнительные общеобразовательные программы для всех желающих и обучаться по ним может любой ребенок.

Чурилина Ирина Николаевна, доцент кафедры социального управления
РГПУ им. А.И. Герцена


pichugova

Считаю, что именно в системе дополнительного образования «созрели» условия для создания открытого образовательного пространства, ориентирующегося на потребности и интересы ребенка.

С одной стороны, благодаря гибкости, мобильности и вариативности в дополнительном образовании имеются оптимальные возможности для реализации индивидуальных образовательных программ, удовлетворяющих личные потребности школьника в собственном процессе образования.

С другой стороны, в дополнительном образовании основой образовательного процесса является диалоговый характер отношений между взрослым и ребенком, где значительное внимание уделяется созданию комфортной и психологически безопасной атмосферы. Здесь любого ребенка принимают таким, какой он есть, с его внутренним миром и потребностями. Здесь его поддержат, а главное – доверят «настоящее дело». И именно такие отношения стимулируют процессы личностного саморазвития и самосовершенствования. А это и является фундаментальным основанием открытого образования. Но…?

Возникает главный вопрос: готов ли педагог дополнительного образования к работе в условиях открытого образования?

С моей точки зрения, это, пожалуй, самый сложный вопрос. И сложность эта обусловлена не столько необходимостью изменений приоритетов в развитии профессиональной компетенции педагога, сколько необходимостью личностного развития, личностного роста самого педагога, потому что приоритетом в открытом образовании является конструирование вместе с ребенком личностной траектории развития, где уменьшается доминирование педагога и отсутствует монопольное право на истину... А это, согласитесь, посягательство на истину в первой инстанции - ПЕДАГОГА.

Пичугова Вера Александровна,
заместитель директора ГБУ ДО ЦВР Центрального района


lazorenko

«Дополнительное образование детей Санкт-Петербурга – модель открытого образования». Так ли это? Да, если рассматривать его как открытую социальную систему, адекватно реагирующую на изменения образовательных потребностей населения; как образование, обеспечивающее вариативный выбор форм и методов обучения, возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории.

Санкт-Петербург предоставляет максимальное количество ресурсов для проектирования «нелинейных» дополнительных общеобразовательных программ, которые могут реализовываться и на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с различными партнёрами – ВУЗами и колледжами, государственными и негосударственными образовательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, взаимодополняющими друг друга. Это даёт возможность учащемуся строить свой образовательный маршрут, основанный на разнообразии социальных институтов – участников взаимодействия.

И сегодня всё больше петербургских педагогов проектирует образовательные программы на основе сотрудничества с учащимися и их родителями с учётом принципа «расширения» существующего образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое.

Лазоренко Оксана Сергеевна,
заместитель директора ГБУ ДО ДЮЦ "Петергоф" Петродворцового района


vanina

Дополнительное образование детей Санкт-Петербурга, безусловно, представляет собой модель открытого образования. Открытость системы дополнительного образования обеспечивается широтой ресурсов, которые привлекаются в процессе обучения: это и потенциал культурных учреждений Санкт-Петербурга и не только, и спортивных, и технических. Дополнительное образование открыто ко всему новому в сфере педагогики, что обеспечивается Городским центром развития образования, включенностью педагогов дополнительного образования в конкурсы, конференции и иные мероприятия, на которых представляется опыт. Дополнительное образование – особое, его содержание не является строго регламентированным и педагог вправе сам конструировать образовательные программы, определяя их содержание и технологии реализации. Именно готовность педагогов дополнительного образования осваивать новое содержание, новые технологии, оставляя в своей педагогической палитре самое лучшее, привлекать лучшие из имеющихся ресурсов, использовать окружающий культурный и технический потенциал в обучении обуславливает интерес детей к программам дополнительного образования.

Ванина Эмилия Владимировна,
доцент кафедры социально-педагогических измерений ГБУ ДПО СПбАППО,
кандидат педагогических наук


kolganova

Дополнительное образование детей Санкт-Петербурга активно развивается на основе принципов открытого образования. Это личностно-ориентированный и вариативный характер дополнительных общеобразовательных программ; это практикоореинтированная направленность содержания и проблемно–диалоговый характер обучения; использование научного и культурного потенциала города для расширения образовательных возможностей; разноуровневая оценка качества образования; создание мотивирующей среды способствующей саморазвитию личности как ребёнка, так и педагога. Также дополнительное образование детей отличается своей доступностью и открытостью социуму.

Всё это позволяет говорить о том, что система дополнительного образования детей Санкт-Петербурга уверенно продвигается вперёд  по пути создания модели «Открытого образования».

Алла Ивановна Колганова,
заведующий ГЦРДО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»,
почётный работник общего образования РФ


eleseeva

Современные тенденции сферы образования в России таковы, что зачастую именно дополнительное образование является определяющим в выборе молодыми людьми своего жизненного пути.

Благодаря разнообразию направленностей, профессионализму педагогических работников и постоянному обновлению программ дополнительного образования Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга вовлекает более трех тысяч обучающихся в свое образовательное пространство и более двадцати тысяч учащихся учреждений города в культурно-образовательные и просветительские проекты, что позволяет им реализовать свои потенциальные возможности. Партнерские связи Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга с образовательными учреждениями, с учреждениями науки и культуры, бизнес-партнерами позволяют использовать широкий спектр  культурных, информационных, человеческих, материальных ресурсов, и, таким образом, сделать образовательную среду Дворца открытой для социума.

Возможности Регионального координационного центра WorldSkills Россия в Санкт-Петербурге, Музея истории профессионального образования, Городского центра профессионального самоопределения детей и молодежи, Ресурсного центра дополнительного образования Санкт-Петербурга «Поддержка детских и молодежных социальных инициатив», действующих на базе Дворца, также способствуют развитию открытого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся может выстраивать траекторию собственного образовательного пути, осуществлять индивидуальный выбор.

Свободное развитие индивидуальности в рамках дополнительного образования нашего города обеспечено отсутствием жесткого регламента к входным данным обучающихся: любой желающий независимо от возраста, образовательного уровня, территории проживания может начать путь развития и совершенствования своих способностей. В Санкт-Петербурге именно в сфере дополнительного образования нам удается следовать основному принципу открытого образования «образование через всю жизнь».

Таким образом, дополнительное образование в Санкт-Петербурге помогает обучающимся ориентироваться в открытом образовательном пространстве и открывает возможности использования различных городских, региональных, всероссийских ресурсов в качестве образовательных.

Любовь Александровна Еселева,
директор ГБНОУ ДУМ СПб,
кандидат педагогических наук


fedorova

Можно ли утверждать, что дополнительное образование Санкт-Петербурга - модель открытого образования? В большей степени, да.

С одной стороны, современному дополнительному образованию присущи основные черты открытого образования. В его основу уже заложен принцип открытого образования - «образование через всю жизнь». Дополнительное образование в большей мере ориентировано на свободное развитие индивидуальности ребенка, дает ему свободу выбора образовательных программ, времени и места обучения в различных форматах, в том числе и дистанционных.

Открытым дополнительное образование делают, в первую очередь, активное использование информационно-коммуникационных технологий и средств обучения, модульность образовательных программ, возможность спроектировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям ребенка. Меняется роль педагога. Он становится координатором познавательного процесса. Новая роль обучающегося проявляется в его большей самостоятельности, в повышении требований к самоорганизации.

Открытость современного дополнительного образования обеспечивают и новые возможности включения в образовательное пространство элементов социальной и культурной среды, их эффективное использование с помощью механизмов сетевого взаимодействия и социального партнерства.

С другой стороны, как модель открытого образования, дополнительное образование Санкт-Петербурга еще развивается. Требуют совершенствования нормативно-правовая база этой модели, содержание образования, профессиональная готовность педагога к использованию новых технологий и вариативных форм взаимодействия, готовность к освоению новых педагогических ролей. В настоящее время эффективность развития дополнительного образования как открытого во многом зависит от управленческих решений руководителя учреждения.

Федорова Ольга Васильевна,
директор ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района,
почетный работник общего образования РФ


semina

Образовательные учреждения дополнительного образования в Санкт-Петербурге предоставляют реальную возможность реализации модели «открытого образования», которое динамично реагирует на все изменения, происходящие в обществе, и в полной мере соответствует современным социально-экономическим запросам с учетом особенностей развития каждого ребенка. Чутко откликающаяся на вызовы открытого мира, культурная среда данных образовательных учреждений позволяет активно внедрять практику по выявлению и работе с одаренными и талантливыми детьми, по развитию личности каждого ребенка путем реализации индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих образовательную подготовку, мобильность и успешную дальнейшую социализацию детей.

Семина Ирина Александровна,
директор ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района,
почетный работник общего образования Российской Федерации


isaeva

Дополнительное образование детей Санкт-Петербурга - система, которую можно охарактеризовать как яркую, разнообразную, современную, разноуровневую и, конечно, открытую.

Открыта она, прежде всего, детям и их родителям. Для детей имеется множество возможностей для совершения своих личных открытий, созданы условия, в которых можно всеми способами осваивать мир – исследовать, творить, создавать что-то и в реальном, и в виртуальном пространстве. За те результаты, которые получаются, не могут не радоваться родители, в первую очередь заинтересованные в развитии своих детей.

Открыта для педагогов, роль которых меняется с каждым днем. В петербургской системе дополнительного образования созданы все условия для того, чтобы повышать профессиональное мастерство педагогов, учить их действовать в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся мире.

Открыта будущему – много нового, нужного, интересного находит свое отражение в петербургской системе дополнительного образования. Это и новые направления детского творчества, нацеленные на освоение современных технологий, в том числе робототехники, 3D-моделирования, нано-технологий, развитие информационных технологий как основы для открытого дистанционного образования, включение в движение молодых профессионалов, поддержка общероссийского движения школьников.

Открыта партнерам из учреждений спорта, культуры, промышленных предприятий, бизнес-структур для согласования ориентиров развития детей и подростков, использования возможностей сотрудничества для достижения общих целей образования будущего поколения.

Открыта коллегам – опыт СПб как столицы дополнительного образования востребован и интересен в регионах России и за пределами нашей страны, поскольку система дополнительного образования Санкт-Петербурга находится в процессе постоянного поиска и изменения, все время формируя новые смыслы и ориентиры.

Конечно, не обходится без проблем, которые являются общими для всей системы образования. Решить их помогает открытость, дающая возможность всесторонне обсудить и выдвинуть предложения для решения этих проблем на различных площадках и уровнях. Одной из таких возможностей является участие в работе Петербургского образовательного форума.

Елена Александровна Исаева,
директор ГБУ ДО ЦДЮТТ
Московского района Санкт-Петербурга


senicheva

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что система дополнительного образования Санкт-Петербурга, обладающая значительным потенциалом программного, технологического и методического обеспечения для удовлетворения образовательных и досуговых потребностей детей и их родителей, выполнения социального заказа общества и государства, может рассматриваться как модель открытого образования.

Особо следует отметить, что важным аспектом этой модели является расширение инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга, которое обеспечивается внедрением инновационного опыта учреждений дополнительного образования детей. С 2016 года впервые по решению Комитета по образованию в нашем городе открыты 6 городских ресурсных центров дополнительного образования, призванных аккумулировать лучшие педагогические практики, диссеминировать инновационный опыт, полученный учреждениями в ходе опытно-экспериментальной работы, в деятельность УДОД Санкт-Петербурга. Особую актуальность, на мой взгляд, имеет деятельность ресурсных центров по теме «Поддержка детских и молодежных социальных инициатив». Именно распространение опыта работа по данной тематике расширяет возможности реализации социокультурной миссии дополнительного образования.

Тем не менее, хочется затронуть «проблемные зоны» открытости дополнительного образования, требующие внимания и обсуждения на уровне педагогической общественности и органов управления образованием.

Во-первых, это работа образовательных организаций, связанная с внедрением в рамках ФГОС внеурочной деятельности. При несомненном положительном эффекте данного направления для развития творческого потенциала школьников возникает вопрос о рациональном распределения занятости детей по программам внеурочной деятельности и дополнительным общеобразовательным программам. К сожалению, в общеобразовательных организациях до сих пор не сложилось единого подхода к пониманию значимости дополнительного образования, как самостоятельного вида образования, что проявляется в «насаждении» внеурочной деятельности и недостаточном внимании к стремлению учащихся заниматься в кружках и секциях по интересам. 

Еще один аспект, требующий особого внимания - презентация широкой общественности результатов обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках модели открытого дополнительного образования. Несмотря на значительную работу в данном направлении, проделанную как ГУМО (лабораторией) педагогов-исследователей, так и большинством учреждений дополнительного образования, вопросы качества и оценки качества именно дополнительного образования требует дальнейшего обсуждения и разработки.

Сеничева Ирина Олеговна,
заместитель директора ГБУ ДО ДДТ Красносельского района,
почетный работник общего образования Российской Федерации


kovalev

Сегодня все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования. Мы обучаем школьников современным технологиям, помогаем освоить азы будущей профессии, формируем инженерное мышление. При этом понимаем всю важность гуманитарного знания, создающего основу духовно-нравственного развития. От того, чему и как мы научим детей сегодня, зависит будущее России завтра. Я в этом уверен!

Ковалев Дмитрий Сергеевич,
директор ГБУ ДО ЦДЮТТиИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга


shklyar

Мне всегда была интересна и близка по духу воспитательная система Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, ваша научно-методическая деятельность в этой сфере. Более 20-ти лет назад, я, тогда еще начинающий директор самого крупного в Беларуси Дворца детей и молодежи, впервые познакомилась с этим замечательным опытом, бесценным для руководителя учреждения дополнительного образования детей. И все эти годы я и мои коллеги с заинтересованным вниманием следим за творческими инновациями в практике Санкт-Петербургского Дворца творчества юных. Безусловно, дополнительное образование детей Санкт-Петербурга – это открытая модель образования. Это проявляется во всех гранях, качественном уровне и в самом предназначении этого типа образования. Прежде всего, это образование, которое открывает уникальные возможности для ваших воспитанников: это путь в науку, искусство, путь в постижении высоких технологий в самых разных областях экономики и государственно-общественной деятельности. Для каждого ребенка дополнительное образование – это открытие себя как личности, возможность приобрести уникальный творческий и социальный опыт уже на первоначальных этапах взросления. Каждый ребенок по своей сути творец. И именно система дополнительного образования открывает для общества самоценную детскую культуру. Но мне, как директору, особенно ценна открытость Санкт–Петербургской модели дополнительного образования детей как Школы профессионализма педагогических и управленческих кадров. Мои коллеги, руководители учреждений дополнительного образования г. Минска, специалисты методических служб и педагоги дополнительного образования с благодарностью восприняли возможность глубокого, заинтересованного и очень адресного профессионального общения, которую команда настоящих профессионалов – руководителей УДО Санкт-Петербурга и ведущего специалиста Комитета по образованию предоставили нам в ходе научно-практического семинара и открытого педагогического диалога в Минске в декабре 2016 года. Это был поистине парад инновационных идей и открытие перспективных профессиональных возможностей.

Шкляр Галина Леонидовна,
директор ГУО Минский государственный дворец детей и молодежи,
Республика Беларусь


yakovleva

Санкт–Петербург обладает уникальной и, вне сомнения, открытой моделью дополнительного образования детей. А почему? Размышляя, вдруг осознаешь всю многогранность характеристики «открытая» модель. Этот признак в отношении дополнительного образования детей Санкт-Петербурга пробуждает в сознании такие смыслы как «открытое общество», «открытие», «открытый мир», «открытая позиция»… Попытаюсь упорядочить смысловые ассоциации. Рассуждая как социолог, приходишь к очевидному – дополнительное образование детей, в принципе, чрезвычайно сложная социальная система, которая вполне целенаправленно организована. Но при этом ее суть – становление творческих возможностей и сам творческий процесс. Это миссия воссоздания и развития социальной перспективы и для общества, и для человека. Это – будущий социальный капитал доверия, созидающего взаимодействия, обмена творческими идеями и возможностями. И, наконец, это – формирование потребности и умения ответственно жить в открытом мире. Еще одна грань: дополнительное образование для ребенка, семьи всегда возможность открытий и постижения нового.

В Санкт-Петербурге дополнительное образование детей имеет свою интеллигентную и глубинно культурную ауру. Здесь – колоссальный социокультурный потенциал для творческого и социального развития личности, в основании которого чуткое отношение к движению души и пытливому состоянию ума.

Мне кажется закономерным, что в Санкт – Петербурге даже такие строго рациональные цели как оценка качества дополнительного образования решаются, исходя из открытого обмена мнениями, анализа открытых позиций всех участников и организаторов дополнительного образования детей в, опять-таки, открытом процессе социально-педагогических исследований. Вызывает глубокое уважение синтез науки и практики, который порождает особенный социокультурный феномен – Санкт–Петербургскую научную школу дополнительного образования детей. Мы признательны Санкт–Петербургу за открытие для белорусских коллег модели оценки качества дополнительного образования детей и возможность включиться в согласованные межстрановые исследования.

Ирина Александровна Яковлева,
руководитель центра социального мониторинга дополнительного образования детей и молодежи
ГУО Минский государственный дворец детей и молодежи, Республика Беларусь

Программа Образовательных диалогов

Яндекс.Метрика