В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».
18 апреля 2016 года открыто Санкт-Петербургское региональное отделение Российского движения школьников, которое осуществляет свою деятельность совместно с Региональным ресурсным центром поддержки деятельности Российского движения школьников, детских общественных объединений и инициатив на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». Целью которого, является создание условий для организации системной работы в сфере воспитания и развития РДШ в образовательных организациях Санкт-Петербурга, осуществляющих организационно-педагогическую поддержку деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и детских общественных объединений.
Для оптимизации деятельности и методической поддержки образовательных организаций по направлениям работы РДШ, согласно распоряжению Комитета по образованию от 22.01.2018 №132-р, в государственных бюджетных нетиповых учреждениях «Балтийский берег» и «Академия талантов» Санкт-Петербурга оказывается поддержка военно-патриотического и информационно-медийного направления соответственно. В 18 районах города открыты Центры поддержки детских социальных инициатив, одной из задач которых является развитие РДШ в районах.
Для участников детских общественных объедений (далее – ДОО) и Российского движения школьников (далее – РДШ) регулярно проводятся тематические смены в лагерях Ленинградской области.
День добрых дел
5 лет Санкт-Петербургскому региональному отделению РДШ
За пять лет работы:
В рамках работы регионального отделения РДШ реализуется национальный проект «Образование»:
Адмиралтейский район Павленко Евгения Алексеевна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста» ВК
Василеостровский район Подсеваткина Юлия Николаевна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии» ВК
Выборгский район Маскова Анна Вадимовна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга ВК
Калининский район Клепикова Виктория Владимировна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ЦВР ДМ «Академический» ВК
Кировский район Сосина Алина Яковлевна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района ВК
Колпинский район: Кольцов Владислав Евгеньевич Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДТДиМ Колпинского района Телефон: 417-34-19, добавочный 210 ВК
Красногвардейский район Замятнин Олег Владимирович Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДЮЦ «Красногвардеец» ВК
Красносельский район Романов Кирилл Олегович Гаврилишина Полина Михайловна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДТ Красносельского района ВК
Кронштадтский район Паршина Мария Александровна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДТ Кронштадтского района «Град Чудес» ВК
Курортный район Арефьева Вера Александровна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДТ Курортного района «На Реке Сестре!» ВК
Московский район Зассеева Анна Дзамболатовна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДЮТ Московского района ВК
Невский район Кудряшова Ирина Юрьевна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Взлет» Невского района ВК
Петроградский район Кузина Елена Борисовна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДТ «Петроградский» ВК
Петродворцовый район Федоренко Виктория Михайловна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района ВК
Приморский район Волкова Марианна Анатольевна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБОУ ДО ДДТ Приморского района ВК
Пушкинский район Швыркова Елена Викторовна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДТ Пушкинского района ВК
Фрунзенский район Старостин Дмитрий Владимирович Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района ВК
Центральный район Алексеева Ольга Николаевна Центр поддержки детской социальной инициативы: ГБУ ДО ДДТ «Фонтанка 32» Центрального района ВК
В городе реализуются все четыре направления деятельности РДШ:
o поднаправление добровольчество:
По данным с сайта РДШ.РФ в Санкт-Петербурге на базах образовательных учреждений создано 310 добровольческих отрядов в которых на постоянной основе принимают участие 7876 человек.
o поднапроавление экология:
По данным сайта РДШ.РФ в регионе 241 экологический отряд, с охватом 4365 человек. Отряды активно принимают участие во всероссийских экологических акциях и проектах, присоединились к созданию интерактивной карты приютов бездомных животных и были отмечены как один самых активных регионов. С ноября 2021 года на сайте РДШ.РФ началась паспортизация добровольческих отрядов. На данный момент паспортизацию прошли 43 отряда из Санкт-Петербурга, для них предусмотрено дополнительное обучение на сайте Корпоративного университета РДШ.
o поднапроавление краеведение:
В проектах «Тревел-шоу», «Большая прогулка по стране», «Школьный музей» приняло участие 48 команд. Победителями Проекта стали: команда ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБОУ Школа № 362 Московского района г. Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ № 683 Приморского района СПб, ГБОУ СОШ № 608 Кировского района Санкт-Петербурга. В рамках популяризации направления, были проведены тематические встречи с «Волонтёрами гостеприимства Санкт-Петербурга».
В рамках направления активно продолжает свою работу Городской штаб (далее – ГШ ВПН), участниками которого стали представители всех районов города. Активистами ГШ ВПН был разработана и реализована городская акция «Школьники Санкт-Петербурга – школьникам блокадного Ленинграда». В рамках реализации Всероссийского проекта «Диалоги с героями» были организованы онлайн встречи, охват участников которых, составил более 30 000 просмотров.
В регионе активно реализуются Всероссийские акции в формате «Дней единых действий», приуроченные к памятным датам:
Работает детский городской штаб ИМН, который насчитывает 48 человек, которая освещает основные региональные и районные события. Ряд активистов Санкт-Петербурга являются кураторами федеральных тематических групп РДШ. Ребята работают медиа волонтерами на городских и международных мероприятиях, встречаются с учёными, оказывают медиа помощь приютам.
Активно ведется работа в региональной группе в социальной сети ВК, РДШ Санкт-Петербурга. Региональная группа стала основной платформой для проведения прямых эфиров Всероссийского проекта «Классные встречи», постоянно публикуются информационные и образовательные посты. По итогам работы за летний период команда медиа центра заняла 1 место во Всероссийском рейтинге медиа центров РДШ, а по итогам работы за весь 2021год признана одной из самых эффективной и заняла 3 место по России.
Две команды из «Питер Медиа» победили во Всероссийском конкурсе «Комплекс мероприятий по организации и продвижению мероприятий и программ информационно-медийного направления Российского движения школьников».
o Поднаправление творчество.
В рамках Всероссийского проекта «Школьная классика» на площадке 7 федеральных округов проходит серия очных мастер-классов от экспертов Театрального института имени Бориса Щукина. Проект разработан Российским движением школьников и Театральным институтом имени Бориса Щукина для развития школьных театральных студий и вовлечения школьников в их деятельность.
По итогу Всероссийского кастинга Новогоднего мюзикла РДШ, было отобраны лучшие юные актеры. В топ самых ярких ребят попали 3 представителя Санкт-Петербурга из Красногвардейского и Пушкинского районов и приняли участие в постановке детского иммерсивного мюзикла «Zumer», созданного Российском движением школьников совместно с Национальным открытым чемпионатом творческих компетенций ArtMasters и Музыкальной академией Игоря Матвиенко «М.А.М.А.».
o Поднаправление наука
Одним из самых ярких событий поднаправления стал запуск дронов на территории Екатерининского парка в Царском селе активисты РДШ совместно со специалистами компаний «Геоскан» подняли в небо 1000 квадрокоптеров, приурочив красочное шоу ко Дню знаний и начинающемуся новому учебному году. Активисты Петербурга, прошли стажировку в компании Geoscan Group. Так же в рамках развития направления Активисты приняли участие в тематических научных экскурсиях в университетах РАНХиГС, Северо-Западный институт Управления.
o Поднаправление ЗОЖ (спорт)
В 2020 году стартовал новый проект РДШ «Киберспортивная лига», по итогу для участия в проекте от региона было подано более 800 заявок. В финале конкурса приняли участие 3 команды и 2 индивидуальных участников. Иван Кучеренко, ученик ГБОУ СОШ №461, выиграл гранд-финал киберспортивного чемпионата «КиберЛига РДШ» в дисциплине «Hearthstone». В сезоне 2021 года уже подано 253 заявки.
Всероссийский проект «Шеф в школе». Школьниками России был составлен ТОП 10 самых «Вкусных школьных столовых», Санкт-Петербург был отмечен как один из самых успешных регионов. В рамках проекта школьники разрабатывали школьное меню и дизайн столовых. Проходят образовательный курс по приготовлению блюд.
Проект «Шахматы РДШ», «Здоровое движение», «Сила РДШ», Веселые старты» объединил более 100 детских команд региона.
Эффективность воспитания школьников в деятельности РДШ во многом сегодня определяется мотивацией и компетентностью педагогов-кураторов, готовностью родителей к взаимодействию и поддержке социальной активности участников.
Координация деятельности местных (районных) отделений осуществляется через работу городского учебно-методического объединения районных координаторов Российского движения школьников и поддержки детских социальных инициатив (далее – ГУМО РДШ), в каждом районе действуют такие же объединения педагогов-организаторов, в составе которых работают и кураторы первичных отделений.
Обогащение опыта педагогами происходит также на выездных сборах в совместной деятельности с активом и на специальных семинарах по теме сбора.
Ежегодно Ресурсным центром проводится открытый межрегиональный творческий семинар, посвящённый дню рождения выдающегося учёного-педагога, академика Игоря Петровича Иванова — автора педагогической концепции коллективной творческой деятельности. 11 декабря 2021 семинар был посвящён теме «Особенности самоуправления в коллективной и командной организации детского общественного объединении». Представлены презентации к выступлениям 12 докладчиков, ученых и практиков, обсуждались вопросы развития организации деятельности и жизни детских общественных объединений, первичных и районных отделений РДШ в современных образовательных организациях. Зарегистрировалось для активного участия 48 человек, просмотрело в открытом доступе 1253 человека. Предварительно для подготовки к семинару были разослано 11 единиц раздаточного материала, книг и методических разработок. Анонс встречи и итоговые материалы для дальнейшего распространения представлены на сайте Корпоративного университета РДШ.
Группа ежегодно проводимых курсов, как правило становится своеобразной творческой лабораторией по изучению, разработке и апробации методов работы куратора с активом, профессиональной самооценки, прогнозирования путей совершенствования работы по руководству процессом развития первичного или районного отделения РДШ. В этом году результатом работы лаборатории явились разработки Рабочих программ воспитания в первичных отделениях РДШ, Программы развития первичных отделений на основе интеграции в воспитательное пространство школы и Программы воспитания в определённых направления деятельности РДШ.
С конца 2020 года, ежеквартально на платформе zoom проходит семинар «Родительский час РДШ», участниками которого стали родители активистов РДШ. На встречах обсуждаются вопросы участия родителей в деятельности организации, проблемы воспитания подростков, взаимодействия с педагогами образовательных учреждений и сообщается другая полезная информация
В декабре в формате online состоялся IV родительский форум Санкт-Петербургского регионального отделения РДШ на тему: «Семья и РДШ — единство и дела во имя воспитания».
Цель форума из года в год одна — развитие эффективной системы взаимодействия педагогов, родителей и Российского движения школьников для создания единого воспитательного пространства Санкт-Петербурга. Участниками стали 3 500 родителей.
Вопрос: В одном из заседаний координационного совета РДШ в СПб была выдвинута идея привлечения членов РДШ к обсуждению актуальных политических вопросов. Как Вы думаете, в условиях многопартийности, может ли быть такое привлечение независимым и формировать осознанное отношение членов РДШ к политике, политическому курсу страны, выборам, программам партий? Не превратится ли эта идея к навязыванию чьего-то мнения? Ответ: Политические вопросы – это очень серьезная и непростая работа. На сегодняшний момент необходимо учить детей формировать свое осознанное и подкрепленное аргументами мнение. И начинать необходимо не с политики. Когда мы научим детей с помощью аргументов грамотно формулировать свою точку зрения, они смогут давать ответы на вопросы из любой отрасли, в том числе политической. Пока мы занимаемся первой частью работы. С сентября 2018 года в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» работает объединение «Основы теории и практики ведения дискуссии. Дебаты», это первый шаг на сложном пути.
Вопрос: Где и как можно получить личную книжку волонтера? Планируется ли введение волонтёрских книжек в нашем регионе? Ответ: Три года назад волонтерские книжки стали переводить на электронные носители. Санкт-Петербург перешел на эту систему одним из первых. Но так как потребность в волонтерских книжках очень велика, а электронный вариант не всегда принимается ВУЗами, то в сентябре поставлен вопрос перед представителями Комитета по молодежной политике о частичном возвращении таких книжек. На сегодняшний момент тиражи таких книжек не печатаются, но самостоятельное изготовление не запрещено. Официальную печать и регистрацию книжки можно произвести в юридически зарегистрированном волонтерском центре.
Вопрос: Каким образом осуществляется сотрудничество РДШ с движением «Юнармия». Ответ: Юнармия является коллективным членом Российского движения школьников. Однако, являясь самостоятельным юридическим лицом реализуют свою деятельности и частично участвует в событиях РДШ. На сегодняшний момент Юнармия Санкт-Петербурга курируется Комитетом по молодежной политике, разрабатывается концепция развития организации, в которой будет учитываться участие юнармейцев в военно-патриотических акциях и проектах РДШ.
Вопрос: Возможности личностного роста ребёнка в РДШ. Какие перспективы дает РДШ? Что дает моему ребенку РДШ? Какие возможности у РДШ по организации воспитания детей? Каким образом участие моего ребёнка в деятельности РДШ может повлиять на его дальнейшую жизнь? Что дает школьнику участие в РДШ? Для чего нужна программа? Ответ: Самое основное – саморазвитие и гражданская активность. РДШ – это платформа, на которой ребенок может найти интересное для себя дело или направление и получить не только участие в мероприятии или конкурсе, но и образовательный контент. Это гибкая модель внеурочного образования. Кроме того, возможность с малых лет участвовать в решениях реальных проблем города, района, школы. Понимать, что его голос и его дела нужны, что он с малых лет восстребован и его ценят. Сейчас практически потеряно чувство сопричастности, детей часто называют «будущими гражданами», а на самом деле они с рождения граждане своей страны. Они должны понимать, что каждое их решение влияет на окружающую действительность. РДШ позволяет восстановить эту сопричастность. Кроме того, дает возможность получить новые социальные компетентности и поделиться имеющимися с другими. А еще, и это важно не меньше, стать реально полезным для окружающих.
Вопрос: Планируются ли персональные книжки РДШ? Ответ: Да, ребята сейчас продумывают книжку Лидера, надеемся, что к апрелю (день рождения регионального отделения РДШ) начнем выдавать.
Вопрос: Кто инициирует проведение мероприятий, акций для детей в рамках РДШ, учитывается при этом мнение детей? Ответ: Для создания каждого события РДШ создается организационная группа детей, которые в начале самостоятельно прорабатывают идеи, потом защищают их перед взрослой орг группой. Даже наш Форум изначально предложен детьми на смене в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный». На основании Федерального плана работы весной создается план работы региона с учетом пожеланий детей.
Вопрос: Какие могут быть «подводные камни», если ребенок активно участвует в РДШ? Ответ: Учеба. Очень важно помочь ребенку четко рассчитать свои силы. Мы стараемся отслеживать учебу особо активных детей. Но помощь родителей и педагогов нам очень нужна. Зазнайство. Главное, чтобы ребенок понимал, что он не работает по принципу – «Я», важно понимать и чувствовать команду – «Мы». Втянется навсегда – чтобы оставалось в дальнейшем время на личную жизнь и семью.
Вопрос: Каким Вы видите путь развития РДШ в нашем районе? (Кировский) Ответ: Создание единого районного центра актива РДШ. Обучение педагогов и родителей. Создание единой системы воспитательной работы. А остальное зависит от Вас, точнее от нас вместе. Принимаем любые идеи.
Вопрос: Есть ли общий план проведения мероприятий РДШ в Выборгском районе? Ответ: Быть должен, подробнее Вы можете узнать у районного куратора (телефон в справочнике).
Вопрос: Как организовать первичное отделение. Ответ: В первую очередь обратиться к районному куратору (телефон в буклете). Далее найти трех взрослых, это может быть и представитель родителей (педагог, выпускник), которые вместе с директором сделают учредительный протокол и начинать работать.
Вопрос: Когда будут результаты конкурсов. Ответ: Результаты конкурсов публикуются в ВК в группе РДШ и дублируются в группе РДШ СПб.
Вопрос: Обозначьте главный идеологический постулат РДШ для родителей учащихся школ. Ответ: Консолидация, интеграция, совместная деятельность и развитие.
Вопрос: Возможно ли создать районные советы родителей для обмена опытом участия в школьной жизни детей? Какое содействие могут оказать родители в РДШ. На какие мероприятия РДШ могут быть привлечены родители в качестве участников? Мне очень интересна деятельность РДШ, мой ребенок активный участник, хочу узнать, чем могу быть я полезна. Ответ: Не просто возможно, а нужно. Очень нужно! Родитель очень важен для любого ребенка, его мнение и его одобрение ждет каждый ребенок. Поэтому родительские советы, родительские сборы, родительская помощь – это тот неоценимый потенциал который нужен РДШ. Помощь родителей нужна во всем: от просто прочитать и объяснить до помочь найти контакты. И мы не говорим о материальной помощь (хотя ?) мы говорим о помощи словом и делом. Если вы хотите нам помочь, то можно обратиться в школы, в районный дом творчества или в ГДТЮ (Невский пр., д. 39, кабинет 127). Мы готовы к контакту.
Вопрос: Запланированы ли перспективы роста и развития в сфере РДШ после выхода из школьного возраста? До скольких лет может принимать участие ребёнок в РДШ? Заканчивается ли РДШ вместе со школой или есть варианты? Запланированы ли перспективы роста и развития в сфере РДШ после выхода из школьного возраста? Ответ: В Уставе РДШ обозначена только дата принятия – 8 лет. Верхней границы нет. Есть ограничения в конкурсных мероприятиях, т.к. это связано с финансированием. В сентябре 2018 года создан отряд вожатых РДШ. Ребята уже активно участвуют в работе РДШ. И некоторые из них за активную работу уже получают повышенную стипендию. Более 10 человек подали документы на Всероссийский конкурс вожатых на платформе «Россия – страна возможностей». Три выпускника РДШ направлены на Всероссийские форумы (полностью безвозмездно). На сегодняшний момент ряд конкурсов учитывает участие родителей и выпускников. Для педагогов ежегодно проводятся семинары и образовательные форумы. Поэтому с уходом из школы РДШ не заканчивается.
Вопрос: Почему вы решила стать региональным координатором? Ответ: Занимаюсь детским движением очень давно. Считаю, что стоять у истоков такого благородного дела очень почетно, поэтому согласилась на предложение Комитета по образованию.
Вопрос: Чем РДШ отличается от американского движения скаутов и их копии - пионерского движения в СССР? Ответ: РДШ строит свою работу на положительном опыте детских общественных объединений, которые были в истории России. При этом открыто для детей любых вероисповеданий и политических взглядов. Это не политическое (как пионеры) движение. Частично в нем есть элементы скаутских традиций и историческая память пионерии, но оно дает больше свободы выбора для школьников и поддерживает именно их инициативу. Это добровольная организация, она готова принять в свои ряды всех желающих, и хотя следит и за учебой, но не делит участников на «отличников» и «двоечников». Не делит и на мастеров и новичков. Планируем, что ступени роста будут, они тоже будут из предложений ребят. А еще РДШ более молодежная организация, даже в сленге на котором говорят ребята, это заметно.
Вопрос: Побольше активности для ребят 9 лет! Могут ли дети 8 лет принимать участие самостоятельно участие без родителей, ведь это детское движение? Ответ: Для ребят 8-10 лет с октября 2018 года вновь запущена программа «Петербургская кругосветка». Это будет серия конкурсов и мероприятий. Где ребята смогут принимать участия и с родителями, и без них. В Федеральных положениях стали появляться номинации 8-10 лет. Сложность в том, что финалы конкурсов чаще всего проходят в ВДЦ, а там ограничения по возрасту с 12 лет. Этот вопрос сейчас решается.
Вопрос: Возможен ли выезд в детские дома? Ответ: Смотря с какой целью. Привлекать детей к деятельности можно и нужно. Приходить с целью общения тоже нужно и можно, ребята многих районов этим занимаются.
Вопрос: Учитывается ли специфика государственных общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в реализации программы РДШ? Ответ: Эти категории ребят нам очень интересны. Ребята с особыми потребностями постепенно начали проявлять активности в РДШ, даже среди учащихся Санкт-Петербурга есть победители конкурсов и участники активностей. Введение в деятельность РДШ специфики особых детей проходит медленно, т.к. здесь не допустимы ошибки.
Вопрос: Работает ли РДШ с детьми, поставленными на учет в КДНиЗП? Ответ: РДШ работает с любыми категориями детей. Так как это общественная организация отказ от участия ребенка в программе или конкурсе на основании постановки на учет невозможно. Если Вы имели в виду специфические программы, то их пока нет, потому что лучший путь к исправлению – это совместная деятельность.
Вопрос: Как часто можно устраивать встречи РДШ? Ответ: В зависимости от необходимости. Иногда детям достаточно дистанционного общения, а иногда надо вместе обсудить вопрос «глаза в глаза». Все зависит от желания детей и возможности взрослых.
Вопрос: Почему в школах нет формы РДШ? Возможно ли финансирование мероприятий выездного характер, 100%. Вопрос финансирования первичных отделений РДШ в ОУ. Ответ: Сейчас на развитие РДШ регион тратит максимально возможные средства на основании государственного задания. Кроме того, участники РДШ имеют возможность подавать свои проекты на гранты и премии Правительства. Есть опыт получения денежных средств в школах (лицеях, гимназиях) города.