Межрегиональный творческий семинар «Педагогика социального творчества в детском общественном объединении», посвященный 96-летию со дня рождения выдающегося ленинградского ученого и педагога Игоря Петровича Иванова (1923-1992), собрал в Аничковом дворце педагогов, работающих в системе Российского движения школьников, педагогов дополнительного образования, методистов, представителей администрации образовательных учреждений и преподавателей вузов.
Перед началом семинара многие участники программы подошли к стендам с литературой, изданной еще при жизни Игоря Петровича. Здесь, среди прочих, педагоги увидели брошюры в скромных бумажных переплетах: «Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко» и «Энциклопедия коллективных творческих дел» – в свое время драгоценные методические пособия и в буквальном смысле настольные книги для всех, кто работал с детьми и молодежью.
Евгения Леонидовна Якушева, заместитель генерального директора Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, открывая семинар выступлением о том, как сегодняшние педагоги оценивают значение педагогики социального творчества, отметила вопросы, над которыми предложила поразмышлять совместно. Вот два из них: «Действительно ли мы поддерживаем социальные инициативы, которые идут от самих детей?» и «Присутствует ли в многочисленных современных программах детских социальных инициатив сам предмет деятельности, конкретных интересных и нужных дел, ради которых есть смысл объединять детскую энергию?»
Вела встречу Людмила Серафимовна Нагавкина, кандидат педагогических наук, методист Регионального ресурсного центра поддержки деятельности Российского движения школьников, детских общественных объединений и инициатив, существующего в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных с 2018 г.
Интересно, что в программу семинара включили просмотр фильма о наследии Игоря Петровича Иванова, снятого по заказу Общественного Российского телевидения в 2017 году в серии «Люди России». Этот фильм был создан с использованием документальных кадров и интервью с его учениками – личностями сегодня хорошо известными широкой педагогической общественности. Исторический сюжет не только рассказывал о неординарной новаторской педагогической деятельности Игоря Петровича и становлении его как ученого и педагога, но и о внедрении методики его работы в практическую деятельность Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок», о том, как настороженно педагогическая общественность относилась к духу демократии, свободы и возможности школьников иметь собственное мнение – всему тому, на чем строилась концепция работы Игоря Петровича Иванова. Большинство собравшихся увидели этот фильм впервые.
После его просмотра и коротких выступлений участников телесюжета – учеников Игоря Петровича из зрительного зала пришло немало острых вопросов, на которые наши спикеры постарались ответить. Вот некоторые темы, которые волнуют сегодняшних педагогов, работающих в детских общественных объединениях: «Каковы главные профессиональные качества хорошего вожатого?», «Как соотносится КТД и проектная деятельность?», «Как часто надо менять лидера?», «В чем существенное отличие подходов к обучению в советское время и сейчас?»
После перерыва семинар продолжил свою работу в творческих педагогических мастерских. Вскоре на сайте будут опубликованы актуальные работы на тему «Педагогика социального творчества в детском общественном объединении», предоставленные педагогическим сообществом.
-/-