В течение 2019-2020 учебного года команды юных петербуржцев выполняли творческие и интеллектуальные задания городского проекта «Наследники Победы», призванные актуализировать знания школьников о событиях Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, а также сохранить память о событиях и героях той эпохи.
Каждое задание носило кодовое слово и букву-символ. На первом этапе команды выполняли задания «П – Память», «Д – Доблесть» и «А – Армия» (1 этап).
Задание «П – Память» выполняли ребята из 19 школ, всего 31 команда.
В оргкомитет поступили замечательные работы, рассказывающие о том, как районы города хранят память о событиях и героях войны. Среди представленных работ особой глубиной, масштабностью и творческим подходом выделяются презентации школы №260 Адмиралтейского района, школы № 12 Василеостровского района о памятниках и улицах, хранящих память о героях войны, а также презентация гимназии № 524 о ДОТах, расположенных в Московском районе.
Задание «Д – Доблесть» выполняли ученики 19 школ, всего 32 команды.
Чтобы выполнить это задание, участникам проекта необходимо было выяснить, что такое боевые листки, как и для чего они создавались, как размещалась информация, какова была задача боевого листка в условиях войны. Используя шаблон, представленный организаторами, команды создали творческие работы по теме «Один день в истории войны» и «Мой герой Великой Отечественной войны». Получившиеся работы украсили встречу участников проекта, которая состоялась 11 февраля в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Задание «А – Армия» состояло из двух этапов. 43 команды из 27 школ города включились в путешествия по музеям города.
На первом этапе командам 5-7 классов было предложено посетить Музей истории и техники Кировского завода; учащиеся 8-11 классов знакомились с экспозицией Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Команды младших школьников узнали, что на Кировском заводе ещё до войны был разработан мощный танк КВ-1. Несмотря на то, что фашисты в годы блокады были остановлены неподалеку от корпусов завода, завод продолжал работать, выпускал разнообразную продукцию, чинил танки и самоходные установки. А в далеком Челябинске эвакуированная часть завода наладила производство танка ИС-2 и самоходной артиллерийской установки САУ-152.
В Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи командам предстояло познакомиться с различными типами стрелкового оружия, которое было разработано советскими конструкторами накануне и во время войны, вспомнить основные события битвы за Ленинград и Берлин, увидеть орудие, которое защищало наш город.
На втором этапе проекта команды выполняли задания: «О – Отечество» (Спасенное детство), «Б – Братство», «Е – Единство» и второй этап задания «А – Армия».
Задание» О – Отечество» (Спасенное детство). 10 команд-участниц создали мини-исследования.
Задача была трудная: проанализировать семейные архивы и фонды школьных музеев, выяснить судьбу эвакуированных из блокадного Ленинграда родственников или учебных заведений, вспомнить, как спасали детство ленинградских детей в суровые блокадные дни.
Задание «Е – Единство» выполнили 12 команд-участниц проекта и ещё 4 команды решили принять участие только в этой волонтёрской акции.
Включаясь в выполнение задания «Е – Единство», команды стали участниками волонтёрской акции «Пискаревский гранит нашу память хранит». Команды выбрали для изучения одну из мемориальных плит Аллеи Памяти Пискаревского кладбища и подготовили экскурсии. К сожалению, сложная эпидемиологическая обстановка не позволила командам лично выступить в роли волонтеров-экскурсоводов на Пискаревском мемориале, но услышать экскурсии наших волонтёров можно, пройдя по ссылке: https://www.catalog-piskarevka.com/audio-ekskursii
Задание «Б – Братство» было перенесено в дистанционный формат.
И в последние недели перед праздником Великой Победы 20 команд публиковали на страничке проекта в ВКонтакте семейные реликвии и экспонаты школьных музеев, снабженные кратким описанием. Письма с фронта, ордена, медали и фотографии, каски, фляжки, патроны и наградные листы – все эти реликвии стали основой выставки. Так, в онлайн-режиме состоялась выставка, повествующая о героях Великой Отечественной войны.Второй этап задания «А – Армия» также прошел в дистанционном формате. Участниками стали 25 команд из 18 образовательных учреждений города.
Команды, используя интернет-сервисы, познакомились с маршрутом «Марша Победы», «прогулялись» по объектам, познакомились с мемориальными досками и ответили на вопросы маршрутного листа. И, конечно, все команды пришли к главному выводу: Каждый участник войны на фронте и в тылу, на передовой, и в партизанском отряде, в школе за партой и на предприятиях и заводах, и в фондах музеев, институтов и библиотек вносил свой посильный вклад в общее дело Победы.
Подарком участникам проекта «Наследники Победы» является видеоэкскурсия, созданная организаторами проекта, по маршруту «Марша Победы».
Общее количество команд – 45. Общее количество образовательных организаций – 29.
Итоги проекта (5-7 класс)
Итоги проекта (8-11 класс)
Поздравляем всех участников с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне!
Благодарим за участие в проекте и приглашаем к участию в следующем учебном году!
Городской историко-краеведческий проект «Наследники Победы», посвящённый 75-летию Великой Победы, был инициирован, разработан и осуществлён сотрудниками сектора исторического краеведения и школьного музееведения Дворца. Благодарим за поддержку и активное участие в его реализации: Веру Александровну Петрову, Марину Владиславовну Карабулину, Наталью Михайловну Бондарик, Галину Васильевну Гончарову.
-/-