В Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных прошло заключительное конкурсное испытание Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». На решающем состязании «Высшая Лига дополнительного образования детей», по итогам которого будет определён абсолютный победитель конкурса 2023 года, девять финалистов вместе с директором Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации Наталией Александровной Наумовой и модератором встречи Николаем Растворцевым вели диалог на тему: «Нейросеть и искусственный интеллект или педагог и наставник». Многие участники согласились, что наука и технологии развиваются стремительно, а нейросети и искусственный интеллект очень быстро входят в нашу повседневную жизнь.
Несомненно, искусственный интеллект поможет нашей стране технически развиваться и добиваться новых вершин, но у него отсутствует главное - эмоциональная составляющая.
Финалисты вступили в полемику, сможет ли нейросеть заменить педагога на каких-либо фронтах его работы, но в большинстве пришли ко мнению, что нейросеть или искусственный интеллект смогут не заменить его, а лишь освободить от выполнения части повторяющихся однотипных задач. Педагоги привели реальные примеры из своей практики: так Константин Олегович Чимирёв, победитель физкультурно-спортивной номинации, рассказал, что использует подобные современные технологии при проведении масштабных соревнований по шашкам - специально разработанные программы фиксируют все ходы и партии, и данный механизм позволяет тренеру и ученику готовиться к новым партиям. Но, в то же время, нейросеть никогда не учтет и не сможет проанализировать ходы, сделанные спонтанно, на эмоциях под воздействием внешних факторов, а не логической цепочки. Татьяна Евгеньевна Воробьева, победитель естественнонаучной номинации, поделилась своим опытом использования чат-ботов, которые решают часть рутинных вопросов и освобождают время для общения с воспитанниками.
Так, один из выводов беседы - не разделять фразу «Нейросеть и искусственный интеллект или педагог и наставник» союзом или, а объединить - союзом «и».
Свое неоднозначное и осторожное отношение к искусственному интеллекту высказывал победитель технической номинации Тимофей Сергеевич Дергалев. Его доводы поддержало и педагогическое сообщество: финалисты конкурса, команды поддержки, эксперты и зрители, которые в этот момент слушали диалог в зале, а потом отдали свой голос за Тимофея Сергеевича по итогам зрительского голосования.
Спикеры обсудили потенциальные риски применения сетей, может ли искусственный интеллект обладать индивидуальностью и какие виды занятий педагога могут быть замещены сетями.
Диалог получился очень интересным и аргументированным, по его итогу пришли к мнению, что со временем нейросеть сможет заменить человека во всех видах деятельности, но главный вопрос: зачем? Ведь никакой искусственный интеллект никогда не сможет, наполнять окружающих позитивными эмоциями, чувствовать детские переживания и в нужный момент оказать поддержку, верить в своих учеников и отдавать сердце детям.
Текст: А.Ю. АгафоноваФото: И.В. Бакустин
-/-