+7(812)314-9-555
+7(812)310-45-78
Информационный центр
vk vk english

​А.С. Пушкин в Аничковом дворце

А.С. Пушкин в Аничковом дворце

К 200-летию написания поэмы «Руслан и Людмила»

В 1817 г. император Александр I подарил Аничков дворец своему младшему брату Великому князю Николаю Павловичу ко дню его свадьбы с принцессой Шарлоттой Прусской, в православии великой княгиней Александрой Федоровной.

Учителем русского языка молодой супруги Великого князя Николая был поэт, переводчик и литературный критик Василий Андреевич Жуковский. 

Место для него было чрезвычайно выгодное: 5000 рублей жалованья, квартира в Аничковом дворце, занятия ежедневно по одному часу, прочее время свободное. 

«Обязанность моя соединена будет с совершенною независимостью. Это главное!.. Это не работа наёмника, а занятие благородное…»

На Рождество 1819 г. В.А. Жуковский перебрался в собственную квартиру в одном из флигелей Аничкова дворца. 

В.А. Жуковский – литературный наставник А.С. Пушкина в Аничковом дворце

В 1815 г. В.А. Жуковский познакомился в Царском Селе с Александром Пушкиным и высоко оценил его талант. 

«Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастает. Ему надобно непременно учиться, и учиться не так, как мы учились!» (из письма В.А. Жуковского П.А. Вяземскому, 1815 г.) 

Разница в возрасте в 16 лет не помешала дружескому общению двух поэтов. В.А. Жуковский стал для А. Пушкина не только литературным наставником, но поистине ангелом-хранителем и защитником от многих жизненных невзгод.

В Аничков дворец к В.А. Жуковскому двадцатилетний Пушкин принес свою поэму «Руслан и Людмила». После чтения В.А. Жуковский подарил ему только что выполненный О. Эстеррейхом свой литографированный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя — в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820, марта 26, великая пятница».

Первое издание поэмы А.С. Пушкина в 1820 г.

Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 г. в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия». Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно; с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

В 1828 г. А.С. Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый «пролог» — «У лукоморья дуб зелёный…», усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эпизоды и лирические отступления. Нам «Руслан и Людмила» известны в этой редакции.

«У лукоморья дуб зеленый» — росписи в Комнате сказок

В 1936 г. при реконструкции Аничкова дворца для Ленинградского дворца пионеров художниками из села Палех был расписан зал Комнат сказок на сюжеты произведений А.С. Пушкина. На одной из стен изображены персонажи стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…», исполненные А.А. Дыдыкиным. Так, более ста лет спустя, получила завершение история, начавшаяся в Аничковом дворце в марте 1820 г.

А.С. Пушкин и его супруга в Аничковом дворце: бал «ста избранных персон»

Взойдя на престол в 1825 году, император Николай I закрепил за Аничковом дворцом статус постоянной царской резиденции. Здесь собиралось избранное общество, высший свет Петербурга. Фрейлина Двора А.О. Смирнова-Россет писала: «Вечера в Аничковом – рай на земле! Много званых в царстве Божием, в царстве царевом – в Аничковом, только сто избранных персон».

В 1833 г. в число избранных гостей Аничкова дворца  вошел А.С. Пушкин и его молодая супруга Наталья Николаевна.

Николай I и Пушкин: «Третьего дня пожалован в камер-юнкеры…»

В конце декабря 1933 г. император Николай I пожаловал  А.С. Пушкину  придворное звание камер-юнкера. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. [Наталья Николаевна] танцовала в Аничкове», напишет поэт в своем дневнике.

Стихи, посвященные хозяйке Аничкова дворца императрице Александре Федоровне

И блистая и пленяя —
Словно ангел неземной —
Непорочность молодая
Появилась предо мной;
Светлый завес покрывала
Отенял ее черты,
И застенчиво склоняла
Взор умильный с высоты.
Все — и робкая стыдливость
Под сиянием венца,
И младенческая живость,
И величие лица,
И в чертах глубокость чувства
С безмятежной тишиной —
Все в ней было без искусства
Неописанной красой!

В.А. Жуковский, 1821 г.

Поводом для стихотворения В.А. Жуковского стал праздник 1821 г. у прусского короля Фридриха – отца Александры Федоровны, где великая княгиня выступила в роли индийской принцессы «Лаллы Рук». За будущей императрицей с тех пор закрепилось светское прозвище «Лалла Рук».

…И в зале яркой и богатой,
Когда в умолкший, тесный круг,
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла Рук.
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою
И тихо вьется и скользит,
Звезда-Харита меж Харит.
И взор смешенных поколений
Стремится, ревностью горя,
То на нее, то на царя…

А.С. Пушкин,1822 г.

Строфа из «Евгения Онегина», оставшаяся в черновиках, описывает на балу супругу Николая I Александру Федоровну, восхитившую поэта в образе восточной красавицы из поэмы Томаса Мура «Лалла Рук».

«Циклоп»

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б Судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.

А.С. Пушкин, 1830 г.

Стихотворение было написано А.С. Пушкиным по просьбе фрейлины Дворца, внучки М.И. Кутузова, гр. Е. Ф. Тизенгаузен. Она оделась в костюм циклопа (мифического одноглазого великана) на балу 4 января 1830 г. в Аничковом дворце по случаю заключения мира с Турцией. Все участники вечера должны были выступить со стихотворным приветствием императорской чете, написанным от имени изображаемого лица.

Яндекс.Метрика