Организации, тесно связанной с Ленинградским Дворцом пионеров (Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных), исполнилось 100 лет, и мы поздравляем всех, для кого комсомольские годы стали счастливым временем юности, временем поиска и интересных дел!
Начнем с расшифровки аббревиатуры, не вполне понятной сегодняшнему молодому поколению, ВЛКСМ – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи, иными словами - молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза. В годы советского детства и юности в сознании народа существовала нерушимая иерархическая связь: октябренок – пионер – комсомолец – коммунист.
Разобраться в этой связи и в том, какими принципами жили школьники и молодежь, побывавшая по очереди октябрятами, пионерами и комсомольцами, а иногда и коммунистами, нам помогла Александра Тимофеевна Бойцова, заведующая комсомольским сектором методического отдела Ленинградского Дворца пионеров и школьников в 70-80 годы, с которой мы побеседовали накануне юбилея ВЛКСМ.
После 1935 года, когда пионерская организация прочно обосновалась в школах, Дома и Дворцы пионеров были объявлены методическими центрами по работе с пионерами, а затем и комсомольцами-школьниками, рассказывает Александра Тимофеевна. Это довольно любопытный факт слияния системы государственного образования (в данном случае дополнительного или внешкольного) и государственной системы ВЛКСМ (молодежной организации, резерва партии коммунистов). Действительно, все кадры в систему дополнительного образования приходили из комсомола, другой альтернативы просто не было!
В чем же состояла эта система преемственности, каков был в ней воспитательный момент?
Октябрятами были абсолютно все. Как только ребенок поступал в 1 класс, его принимали в октябрята, и у него на форме появлялась красная пятиконечная звездочка с изображением маленького Ленина. Все младшие школьники – 100% начальной школы – считались внучатами Ильича. Правил у октябрят было тоже 5: Октябрята – будущие пионеры; Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших; Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут; Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые; Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Пионеры у младших школьников были в безусловном авторитете, ведь они уже могли делать такие ответственные дела, какие малышам в силу возраста были не по силам. Так, например, на школьных переменках пионеры играли с октябрятами в различные детские игры.
99% детей в Советском Союзе были пионерами. Чтобы стать пионером надо было дать клятву и выполнять законы. Если октябрята произносили свое обещание хором, то для пионерской клятвы требовался личный голос, который в торжественной обстановке произносил обещание «перед лицом своих товарищей». При вступлении в пионеры ребёнок носил значок и определенным образом повязанный красный галстук. Клятва пионеров была о любви к Родине, о жизни, обучении и борьбе так, как учит Коммунистическая партия, и в обещании «быть готовым». К чему? К преданности, настойчивости, честности и верности товарищам, к шефству над октябрятами и к дружбе с детьми трудящихся всех стран, но не только. Основным романтическим ореолом, связанным с понятием «пионер», было сознание и своей, пусть и небольшой, причастности к первым – «пионер – это первооткрыватель».
Для пионера важнейшими понятиями становились: коллектив, лидерство, актив, общность «Советский народ», где почетно быть «как все». Тот, кто становился в активную позицию, был рекомендован к вступлению в комсомол.
Только комсомольцы руководили пионерскими отрядами. Это были пионервожатые. Чаще всего пионервожатый – это был вчерашний школьник, который учился в вузе или планировал учиться дальше, и начинал свой трудовой путь.
Какими были основные принципы и лозунги комсомольцев советской эпохи?
Основным принципом комсомольцев было то, что общественное для них было важнее личного: «Думай о Родине, а потом о себе!». Труд воспринимался комсомольцами как забота и шефство над большими и важными проектами. Пионерстрой, комсомольские стройки, шефство над новыми Домами и Дворцами творчества, больницами и т.д. в самых отдаленных уголках нашей страны. Учиться и работать плохо у комсомольцев считалось постыдным. Ведь, в свою очередь, они равнялись на героев Великой Отечественной войны, на трудовые подвиги советских людей, на коммунистов строителей нового прекрасного общества. Практически везде можно было встретить доски почета отличников учебы и труда. Не случаен и лозунг тех времен – «Городу Ленина пионерско-комсомольскую заботу!». Важен для комсомольцев, шефствующих над пионерами, был принцип интернационализма, помощи детям всех стран.
Когда, по Вашему мнению, начался сбой Советской воспитательной системы?
Вероятно, это происходило постепенно. Помню, когда в 80-е годы начался процесс эмиграции родителей, увозивших с собой за рубеж пионеров и комсомольцев, в широком кругу стали возникать вопросы, ответы на которые дать было очень непросто…Темами комсомольских собраний стали: «Может ли комсомолец покинуть свою страну?», «Надо ли спасать трактор, если он горит, но погибнуть самому?». Горячились, спорили, плакали, думали… Примерно в то же время у некоторых комсомольских работников в речи стало явно звучать «я и вы», «некоторые комсомольцы» – признаки двойной морали и распада в сознании общности «Советский народ». Когда в 1991 году деятельность КПСС была прекращена, система разрушилась, многие комсомольцы посчитали разрушение системы на государственном уровне предательством, нелепостью и неверным шагом. Что будет дальше, не было понятно….
Комсомольских песен и лозунгов, которые и сейчас, как речёвки и руководство к действию, звучат от старшего поколения, немало. Комсомольцами это время вспоминается как прекрасный период деятельности, задора, некоторой наивности, обязательности, фантазии, а иногда и жертвенности на благо общества.